Русский (Ru)  English (UK)

A+ A A-
AddThis Social Bookmark Button

Дебаты в прямом эфире: где грань между свободой совести и экстремизмом?

 

14 мая на телеканале «O’zbekiston» в прямой эфир вышел выпуск передачи «Munosabat», посвященный религиозной тематике.

Религиозный экстремизм, прозелитизм и миссионерство рассматриваются как угроза свободе совести граждан, и потому запрещены в нашей стране на законодательном уровне. Но, как всегда, все просто только на первый взгляд. Не каждый рядовой гражданин общества понимает, какие именно действия соотносятся с понятиями прозелитизма или миссионерства, и возникает путаница. Порой добрые начинания верующих той или иной религии истолковываются превратно, и в конечном итоге вреда получается больше, чем пользы. Причина этого – непонимание сути религиозного экстремизма, в основе которого лежит принуждение и насилие, моральное или физическое, что в нашей стране практически не встречается. Плохая информированность об учении других религий, о ценностях  их приверженцев также сбивает с толку простых людей.

 

В прямом эфире передачи «Munosabat» представители религиозных обществ нашей страны вместе с членами правительства и экспертами попытались разобраться в сути явлений религиозного экстремизма, прозелитизма и миссионерства, дать им определение и оценку. В дебатах участвовали начальник отдела образования управления мусульман Узбекистана Залолиддин Нуритдинов; генеральный секретарь Библейского общества Узбекистана Халмат Аширов; православный священник отец Сергий Стаценко и католический священник отец Станислав; служители Армянской Апостольской, Новоапостольской, а также Евангелической лютеранской общин. Иссахаров Аркадий Натенович представлял еврейскую религиозную общину.  Клименова Татьяна была представителем от исповедующих веру Бахаи; Хегай Александр – от последователей буддизма.

Депутаты законодательной палаты Олий Мажлиса Алия Юнусова и Шухрат Бафоев оценивали явления с позиции законности в светском правовом демократическом обществе.

В ходе обсуждения участники многократно упоминали пункты дорожной карты, которую разработали в рамках закона о свободе совести. К слову, первым ее пунктом является «поощрение открытых дебатов по вопросу о значении светскости для преодоления некоторых ограничительных толкований».

Все участники отмечали особый статус межрелигиозных отношений в стране, который сформировала среднеазиатская культура взаимоуважения вкупе с усилиями властей по сохранению мира и свободы в нашем многонациональном государстве.

Так, отец Сергий Стаценко подчеркнул, что «координирующую роль государства необходимо сохранять и дальше», поскольку именно светские организации способны беспристрастно рассудить, где проходит та грань, когда свобода (в том числе, и свобода совести) одного человека или организации начинает ущемлять права и свободы других людей.  

Предупреждая возможное неверное истолкование слов православного священника, депутат Шухрат Бафоев заметил, что координировать – не означает вмешиваться в сферу религии, и цель государства не тотальный контроль, а только защита общества от террористических угроз и сеяния межнациональной розни. С этим согласились и все участники.

Отец Сергий также предложил пересмотреть определение слова «миссия» и «миссионерство», поскольку эти слова даже в религиозном контексте чаще всего несут мирный смысл, не связанный ни с каким-либо принуждением вообще, ни с прозелитизмом в частности. Немного позже священник отметил, что если наша страна будет информационно открытой для мирового сообщества, нам не потребуется никому доказывать, что права и свободы граждан соблюдаются должным образом, а наш опыт мирного сосуществования религиозных конфессий наверняка еще и многим пригодится. Узбекистану не потребуется оправданий, поскольку он будет консультировать.

В унисон этой мысли высказался Халмат Аширов, глава Библейского Общества. «О том, что в Узбекистане мирно сосуществуют столько религиозных направлений, мировое сообщество не знает, потому что мы не говорим об этом громко, не рекламируем наш образ жизни. 500-летие Реформации протестанты отметили в количестве 1000 человек, недавно Библия была переведена на узбекский язык», - отметил он. Х. Аширов с сожалением заметил, что хотя для Узбекистана оба эти события были историческими, пресса и телевидение не освещали праздник Реформации.  Если мероприятие поднимает имидж страны, оно не может быть неинтересным для общественности. «Нам стоит более открыто говорить о религиозной жизни страны», - подытожил он.

Веротерпимость и толерантность – понятия, которые неразрывно связаны со свободой совести в светском обществе.  Этим показателям в обществе заместитель председателя общины Бахаи Татьяна Клименова дала следующую оценку: «Первостепенная задача государства - сохранить мир в стране. При том разнообразии религий в государстве, задача эта непростая. Многие годы сохраняется мир среди верующих различных конфессий, и сейчас, возможно, народ Узбекистана уже перешел от толерантности к единству. А если народ един, тогда он силен». Также она отметила, что понятие свободы не следует путать со вседозволенностью. Истинная задача человека, по словам Татьяны, развиваться духовно и приносить пользу обществу. Ее поддержал и заместитель руководителя буддистского храма Александр Хегай: «Вседозволенность рождает хаос, закон нужен. А любая религия направляет к тому, чтобы человек был чист в мыслях и поступках уже с детства».

В процессе обсуждения были рассмотрены и другие интересные и спорные аспекты религиозной жизни страны. Представители власти отметили, что формат передачи помог им получить ценные отзывы, и по замечаниям и предложениям будет проведена соответствующая работа.

Видеозапись прямого эфира вы можете посмотреть по ссылке: http://mediabay.uz/uz/videos/movie/65264/munosabat--14052018

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить