Русский (Ru)  English (UK)

A+ A A-

Христос воскрес! Воистину воскрес!

AddThis Social Bookmark Button

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Однажды в Уругвае один студент задал мне вопрос:

- Профессор Мак-Дауэлл, почему вы не можете отказаться от христианства?

Я ему тогда ответил:

- По одной простой причине. Я не могу найти никакого другого объяснения одному событию в истории человечества: воскресению Иисуса Христа.

Я провёл 700 с лишним часов за изучением этого вопроса, самым тщательным образом исследовал его истоки, и пришёл к такому выводу: воскресение Иисуса Христа-это либо один из самых злос-тных, жестоких и коварных подлогов, когда-либо навязанных человечеству, - либо самый важный факт всей его истории.

Спор о воскресении переносит вопрос "Имеет ли христианство реальную основу?" из области умозрительной в область истории.

Есть ли у христианства исторически приемлемый фундамент? Достаточно ли у нас доказательств для обоснованной веры в воскресение? Вот несколько фактов, существенных для этого вопроса:

Иисус из Назарета, еврейский пророк, утверждавший, что он-Христос, предсказанный в пророчествах Ветхого Завета, был арестован, судим как политический преступник и распят.

Через три дня после его смерти и похорон несколько женщин, придя к гробнице, обнаружили, что тело исчезло. Ученики Иисуса утверждали, что Бог воскресил его из мёртвых, и что, прежде чем вознестись на небо, он неоднократно им являлся.

Возникшее на этом основании, христианство распространилось по всей Римской империи, и в течение многих веков оказывало влияние на ход истории.

Итак, вопрос: произошло ли воскресение Иисуса на самом деле?

Похороны Иисуса

По еврейскому погребальному обряду, тело Иисуса было завёрну-то в полотняную материю. На тело и на полотно было наложено около 50 кг ароматических веществ в виде клейкой смеси (Ин. 19:39-40).

После того, как тело было положено в каменную гробницу (Мф. 27:60), вход в неё был закрыт огромным камнем (весом около двух тонн), который двигали с помошью системы рычагов (Мк. 16:4).

Известные своей дисциплиной римские солдаты были поставлены охранять вход. Страх перед суровым наказанием " порождал безуп-речное исполнение воинского долга, особенно в ночных сменах."

Охрана запечатала вход в гробницу Римской печатью, символом мощи и власти Рима. Любой, кто попытался бы отодвинуть камень, неизбежно повредил бы печать и навлёк бы на себя гнев закона.

И всё-таки склеп оказался пустым!

Пустая гробница

Ученики Иисуса говорили, что он воскрес из мёртвых. Они утверждали, что он являлся им в течение сорока дней, сопровождая свои появления "многими доказательствами" (другой перевод-"многими верными доказательствами", Деян. 1:3).

Апостол Павел говорил, что однажды Иисус явился толпе, в которой было более 500 его последователей. В то время большинс-тво из них было ещё живо и могло слова Павла подтвердить (1 Кор. 15:3-8).

А. М. Рамси пишет:

" Я верю в Воскресение, в частности, ещё и потому, что без него невозможно объяснить целый ряд фактов". Пустая гробница-"это слишком скандальный факт, чтобы его можно было отрицать".

Пауль Альтхаус отмечает, что "никто бы не поверил-ни на день, ни на час-рассказам о воскресении, если бы отсутствие тела в гробнице не было установлено как факт, известный всем".

Вот вывод, к которому пришёл Пол Л. Майер:

" Если мы тщательно и беспристрастно взвесим все имеющиеся свидетельства, то по всем правилам исторических исследований мы можем прийти к убедительному заключению: склеп, куда положили Иисуса, в то утро действительно оказался пустым. До сих пор не найдено даже намёка на свидетельство-ни в литератур-ных источниках, ни в эпиграфике, ни в археологии-которое бы опровергало это заключение".

Так как же объяснить эту пустую гробницу? Может быть, была какая-нибудь естественная причина?

На основании неопровержимых исторических доказательств хрис-тиане считают, что сверхъестественная сила, исходящая от Бога, воскресила Иисуса телесно, во времени и в пространстве. Конечно, кому-то в это трудно поверить. Но не верить в это-означает стол-кнуться с проблемами, разрешимыми ещё труднее.

Большое значение имеет состояние склепа после воскресения. Римская печать была сломана-это означало (для того, кто её сло-мал) немедленную казнь через распятие вниз головой. Огромный камень был не просто сдвинут, но и вообще отодвинут от массивной гробницы, как будто его подняли и отнесли на довольно значительное расстояние. Охрана сбежала.

В работе историка Джастина перечислены восемнадцать проступков, за которые солдат охраны ждала смертная казнь. Сре-ди них предусмотрен случай, если часовой засыпает на посту или самовольно оставляет его.

К склепу пришли женщины и обнаружили, что он пуст. Их охватила паника, они вернулись обратно и позвали мужчин. Пётр и Иоанн побежали к гробнице. Иоанн прибежал первый, но не решил-ся войти. Он заглянул внутрь, увидел там саван, частично сохранивший форму тела, но пустой. Тело покинуло его, чтобы начать новую жизнь. Скажем прямо: такое зрелище кого угодно сделает верующим, хоть ненадолго.

Все теории, объясняющие воскресение естественными причинами, очень неубедительны; в общем-то они лишь укрепляют веру в вос-кресение.

Не та гробница?

Теория, которую проповедует Кирсопп Лейк, предполагает, что женщины, которые сообщили, что тело исчезло, просто ошиблись гробницей. В таком случае ученики, побежавшие вслед за ними, должны были тоже прибежать к другому склепу.

Но мы можем быть уверены, что еврейские власти, по требованию которых у гробницы была выставлена стража (именно для того, чтобы предотвратить похищение тела!), уж точно не ошиблись в адресе. Так же как и сама стража, которая была там.

Если, действительно, ученики просто попали не в ту гробницу, еврейские власти немедленно извлекли бы тело из настоящего захоронения-и со всеми слухами о воскресении было бы поконче-но навсегда.

Другой вариант рационального объяснения утверждает, что явление Христа после воскресения-это просто видения, т. е. галлюцинации. Однако эта гипотеза находится в противоречии с психологическими законами, управляющими зрительными галлюцинациями; она никак не вяжется ни с исторической ситуацией, ни с душевным состоянием апостолов.

И потом, где же тогда было настоящее тело, и почему его никто не увидел?

Теория обморока

Эта теория широко распространялась Вентурини несколько столетий тому назад, и до сих пор о ней довольно часто вспоминают. Её сторонники говорят, что Иисус на самом деле не умер: он просто потерял сознание от истощения и потери крови. Все думали, что он умер, но потом он пришёл в себя, а ученики решили, что он воскрес из мёртвых.

Скептик Дэвид Фридрих Штраус сам не верит в воскресение. Но о "гипотезе обморока" он высказался так:

" Не может быть, чтобы человек, в полумёртвом состоянии похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах, которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение и который был во власти физических страданий, вдруг произвёл бы такое впечатление на своих учеников: впечатление че-ловека, победившего смерть, Повелителя Жизни,- а ведь именно это впечатление стало основой всех их будущих проповедей. Такое оживание могло только ослабить впечатление, которое он произво-дил на них в жизни и в смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некую элегическую нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к нему до религиозного поклонения".

Тело похитили?

Есть ещё одна теория: что ученики похитили тело, пока стража спала (Мф. 28:1-15).

Уныние и трусость учеников- мощные аргументы против этой теории: как бы это вдруг они стали такими храбрыми и решительными, чтобы похитить тело из гробницы из-под носа у взвода солдат? Не в том они были настроении, чтобы предпринима-ть что-либо подобное.

Дж. Н. Андерсон- в прошлом декан юридического факультета Лондонского университета, руководитель отдела восточных зако-нов Института Востока и Африки, директор Института права при Лондонском университете. Вот что он говорит о гипотезе, будто ученики похитили тело Христа:

" Это противоречило бы всему, что мы о них знаем; их этическим принципам, всему строю их жизни. Кроме того, эта гипотеза не даёт даже намёка на объяснение их поразительного превращения из подавленных отчаявшихся беглецов-в свидетелей, мужество которых не могли сломить никакие муки".

Ещё одна теория: еврейские или римские власти сами убрали тело из гробницы. Однако она ничуть не более убедительна, чем похище-ние тела учениками. Если бы власти сами убрали тело, или хотя бы знали, где оно находится, почему же, когда ученики начали проповедовать воскресение Иисуса, они не выступили с объяснением? Почему они не сказали, где именно оно находится? Почему не вытащили труп, не положили его на повозку и не провезли по Иерусалиму? Такая мера сразу бы положила конец христианству.

Д-р Джон Уорвик Монтгомери говорит по этому поводу следующее:

"И уж совершенно невозможно поверить, чтобы первые христиа-не могли сфабриковать такую фальшивку и проповедовать её сре-ди людей, которые могли её опровергнуть, просто выставив тело Иисуса".

Свидетельства в пользу воскресения

Профессор Томас Арнольд, автор знаменитой трёхтомной исто-рии Рима, сотрудник кафедры новой истории в Оксфорде, прекрас-но понимал важность свидетельств для установления исторических фактов. Он писал:

" Многие годы я изучал историю других эпох, исследовал и взвешивал свидетельства авторов, писавших об этих эпохах. Я не знаю ни одного другого факта в истории человечества, который бы в глазах непредубеждённого исследователя подтверждался бы более убедительными или исчерпывающими свидетельствами, чем тот великий знак, который дал нам Бог, чтобы показать, что Хрис-тос умер и воскрес из мёртвых".

Английский учёный Брук Фосс Уэсткотт писал:

" На основании всей совокупности свидетельств, не будет преувеличением сказать, что ни одно событие в истории не документировано так полно и многообразно, как воскресение Хрис-та. И лишь предвзятая априорная убеждённость в его ложности мо-жет заставить исследователя считать имеющиеся доказательства неполноценными".

Д-р Саймон Гринлиф был одним из крупнейших американских юристов. Он был знаменитым Королевским профессором юстиции в Гарвардском университете; он сменил судью Джозефа Стори на посту профессора скандинавского права в том же университете. Это о нём Г. Ноттс в знаменитом "Словаре американских биографии" пишет следующее:

" Своим возвышением до того выдающегося положения среди по-добных учебных заведений Соединённых Штатов, которое он ныне занимает, Гарвардский юридический институт обязан усилиям Стори и Гринлифа".

Будучи профессором права в Гарварде, Гринлиф написал книгу, посвящённую юридической ценности показаний апостолов о воскре-сении Христа. Он исключает как невозможное-предположение, что апостолы " могли бы так упорствовать в отстаивании истин, ко-торые они проповедовали, если бы Иисус в действительности не воскрес из мёртвых, и если бы этот факт не был им известен так же хорошо, как любой другой факт".

Гринлиф пришёл к заключению, что воскресение Христа-одно из самых несомненных событий в истории, если исходить из правил оценки юридических свидетельств, действующих в обычных судах.

Другой юрист, Франк Морисон, решил опровергнуть свидетельст-ва о воскресении. Он не отрицал, что Иисус прожил, может быть, самую прекрасную жизнь, когда-либо данную человеку. Однако когда речь заходила о воскресении, он полагал, что это-миф, ко-торым кто-то впоследствии "украсил" подлинную историю Иисуса.

Он захотел написать историю последних нескольких дней жизни Иисуса. Разумеется, о воскресении он вообще не собирался там упоминать. Он был уверен, что рациональный и разумный подход к биографии Иисуса попросту снимет вопрос о воскресении с повестки дня.

Однако посля того, как он, с точки срения профессионального юриста, ознакомился со всеми фактами, он переменил своё мнение. Кончилось тем, что он написал нашумевшую книгу под названием

"Кто же сдвинул камень?" Первая глава называлась "Книга, кото-рая не захотела быть написанной", а в остальных главах он решите-льно отстаивал свидетельства в пользу воскресения Христа.

А вот заключение, к которому пришёл Джордж Элдон Лэдд:

" Единственное рациональное объяснение всем этим историческим фактам заключается в том, что Бог воскресил Иисуса во плоти".

В наши дни верующий в Иисуса Христа может быть на 100 процен-тов уверен- как были уверены первые христиане- что его вера основана не на мифах и легендах, но на твёрдо установленном исто-рическом факте: Христос воскрес из мёртвых, и гробница была пуста.

И, что самое главное, любой уверовавший может в наши дни ощутить силу воскресшего Христа на своём личном опыте. Прежде всего, он знает, что ему прощены его грехи (1 Кор. 15:3). Во-вторых, ему обеспечены вечная жизнь и воскресение (1 Кор. 15:19-26). В-третьих, он вырвется из тисков бессмысленной и пустой жиз-ни и сможет стать новым человеком в Иисусе Христе (Ин. 10:10; 2 Кор. 5:17).

Что об этом думаете вы?

Какое вы примете решение?

Что вы думаете о пустой гробнице?

Бывший верховный судья Англии лорд Дарлинг, изучив все имею-щиеся данные с точки зрения юриста, сделал следующее заключение:

" У нас есть столько неоспоримых свидетельств, позитивных и негативных, прямых и косвенных, что решение любого здравомыс-лящего суда может быть только одно: рассказ о воскресении-исти-на".

Христос воскрес.

Воистину воскрес!